
Развитие Северного морского пути (СМП) значительно расширит поставки российского сырья из Арктики в Китай, заявил посол России в КНР Игорь Моргулов. По его словам, сотрудничество обеих стран в этом регионе охватывает перспективные энергетические и сырьевые проекты.
Лидеры России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин договорились о создании подкомиссии по развитию СМП в рамках своего майского визита в Пекин. Моргулов подчеркнул стратегическое значение этой инициативы для обеспечения устойчивых логистических связей и укрепления глобальной торговли.
По оценкам СМП будет функционировать круглогодично, в том числе благодаря строительству новых атомных ледоколов. В 2024 году общий объем грузоперевозок по маршруту достиг рекордных 37,3 млн тонн, а к 2030 году планируется увеличить этот показатель до 100 млн тонн. В числе перевозимых грузов – нефть, газ, полезные ископаемые, металлопродукция, продукты питания и спецтехника.
Посол отметил важность для Китая сокращения транспортных издержек по Северному морскому пути. Перейдя через Арктику, маршруты из восточных портов КНР до Северной Европы сокращаются на 15–20 дней по сравнению с традиционным путем через Суэцкий канал, что существенно снижает время и топливные расходы.
Кроме того, КНР стремится диверсифицировать свои торгово-транспортные коридоры в рамках инициативы "Один пояс, один путь", отмечая угрозы экономической устойчивости из-за зависимости от отдельных маршрутов и рынков. В связи с этим интерес китайских компаний к СМП растет – за 2024 год китайские судоходные компании совершили 14 рейсов по этому маршруту, перевезя порядка 176 тыс. тонн контейнерных грузов, что почти вдвое больше, чем в прошлом году.
В марте 2025 президент России Владимир Путин в ходе выступления на пленарной сессии Международного арктического форума рассказал, что объем грузового потока СМП к 2030 году может достигнуть 70-100 миллионов тонн.
Ранее министр по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ Алексей Чекунков заявил, что Китай заинтересован в более широком использовании Северного морского пути (СМП) на фоне роста напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По его словам, маршрут через Северный Ледовитый океан на 40% короче, путь лежит через южные широты.











