
VisualRian
Читать Вести в MAX Ассортимент продуктов в российских магазинах сократился на 2,3% в июле 2025 года, непродовольственных товаров – на 1,8%. Причиной является оптимизация полочного пространства, сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на исследовательскую компанию Nielsen.
По данным Nielsen, в июле ассортимент уменьшился на 2,3% для продуктов питания и на 1,8% для непродовольственных товаров по сравнению с прошлым годом. Особенно заметное снижение коснулось алкоголя и детских товаров – на 5,6% и 5,1% соответственно, а появление новых товаров в отдельных категориях снизилось еще существеннее.
Эксперты объясняют это несколькими факторами. Во-первых, сокращается средняя торговая площадь магазинов: за январь-июль она снизилась на 0,7%, до 312 кв. м, а развитие ультракомпактных форматов стало основным трендом на рынке. Ритейлеры переходят к более мелким форматам с высокой долей готовой еды и минимальным количеством непродовольственных товаров, чтобы оптимизировать ассортимент и занять меньшее торговое пространство. Это позволяет убирать с полок непопулярные товары и снижать затраты на аренду помещений.
"Сейчас ритейлеры пришли к той точке, в которой можно делать выводы об успешности ранее запущенных марок, и в условиях ограниченности полочного пространства выводят с него те, которые не пользуются популярностью у покупателей", – заявила директор "Нильсен" по работе с клиентами Салтанат Нысанова.
В результате ритейлеры оставляют только востребованные позиции, а освободившуюся площадь сдают под услуги или предпринимателям. Например, сеть "Магнит" открыла магазины "Заряд от Магнита" площадью около 100 кв. м, а X5 Group развивает формат "Перекресток Select" с магазинами в три раза меньше обычных супермаркетов. В "Ленте" также отмечают пересмотр ассортимента и уменьшение размеров новых гипермаркетов.
Магазины X5 Group оптимизировали ассортимент в среднем на 15-20% за три года, при этом отмечают рост индекса лояльности потребителей. Покупатели положительно воспринимают сужение ассортимента из-за его большей понятности и компактности.
Ранее депутаты фракции "Справедливая Россия – За правду" во главе с Сергеем Мироновым предложили внести в Госдуму поправки, по которым российские ритейлеры будут обязаны выделять на полках минимум 10% для товаров первой необходимости, произведенных в их регионе.











