Домой Все обо всем В Третьяковке показали историю российского дизайна с 1917 года

В Третьяковке показали историю российского дизайна с 1917 года

371
0

От бабушкиной табуретки до «умного дома» Поделиться

Выставка «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022» в Западном крыле Третьяковки заявлена как «первая масштабная экспозиция, исследующая отечественный дизайн за прошедшее столетие». С такой характеристикой организаторы проекта явно погорячились. Экспозиция не столь масштабна, первой ее тоже назвать нельзя, и вряд ли она дает полное представление об отечественном дизайне. Да и слово «российский» в названии вызывает вопросы, все-таки речь по большей части о советском времени. И все же экспозиция показывает интересные вещи и проекты, а кураторский метод в духе мема «ожидание — реальность» дает наглядное представление о передовых задумках советских художников и действительной обстановке, в которой жили люди.

В Третьяковке показали историю российского дизайна с 1917 года

Московский музей дизайна появился в Москве 10 лет назад и начинался с экспозиции в ларьке, а два года назад музей стал постоянным резидентом Третьяковской галереи. Есть чему радоваться. Дизайн и в целом декоративное искусство получают все больше заслуженного внимания. Музей декоративного искусства, например, несколько месяцев назад представил стройную дизайнерскую выставку «Вещь», решенную в виде тотальной инсталляции, с помощью которой можно пройтись по предметной эстетике минувшего века. Проект Третьяковки — другой по кураторскому решению и форме подачи. Это попытка поговорить об особом пути отечественного дизайна — скорее любопытный зачин, чем полномасштабное исследование. Выставку поделили на четыре раздела — авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн. В каждом из них — характерные и нехарактерные примеры своего времени.

Все начинается с авангарда, который приносит в постреволюционную страну с новыми идеалами свою моду. В ней много геометрии, контрастов, ритмичной структуры — фасоны и орнаменты пропитаны духом конструктивизма. И в то же время художники обращаются к народным мотивам, перекладывая традиции на передовой визуальный язык. Творцы нового времени стараются сделать одежду и мебель удобной и функциональной, придумывают свои костюмы для конкретных профессий и занятий. Здесь, конечно, не могло обойтись без прозодежды Варвары Степановой, принципы которой она описала в журнале «Леф» №2 за 1923 год: «Вся декоративная и украшающая сторона одежды уничтожается лозунгом: «удобство и целесообразность». Одна из этикеток к эскизу спортивного костюма художницы рассказывает о ее идеях, впрочем, без упоминания самого манифеста, опубликованного в знаковом журнале, редактором которого был Маяковский. Нет здесь и знаменитого фото Евгении Соколовой (секретаря Осипа Брика, с которым ее связывали более чем близкие отношения) в том самом костюме, ну да ладно. Зато есть современные реплики вещей 20–30-х годов и реконструкции авангардных стульев, тоже в духе конструктивизма. Вообще, современных реплик на выставке больше, чем оригиналов. Довоенная эпоха, например, демонстрирует игрушки, воссозданные по журнальным эскизам. Вместе с проектами и экспериментальными разработками показываются и аутентичные вещи, которые были в каждом доме, — железные кровати, бабушкины табуреты, лампы без абажуров.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Киев заявил о готовности пойти на уступки Москве

В Третьяковке показали историю российского дизайна с 1917 года

Подход по принципу популярного мема «ожидание — реальность» делает выставку контрастной. Почти в каждом разделе (кроме финальных — с работами современных художников и дизайнеров) зритель сталкивается с сопоставлениями. Вот, например, аутентичный мебельный гарнитур (шкаф, зеркало, кровать etс.) в стиле советского ар-деко, принадлежавший основателю научно-исследовательского института технической эстетики Юрию Соловьеву. Большая редкость. Подобный мог находиться только в квартире избранного, обычные люди все еще сидели на лавках и спали на железных кроватях, укрываясь одеялами в клеточку. Но и эти всенародные предметы прошлого в наши дни вдохновляют современных дизайнеров, оттого рядом с упомянутым одеялом показывают свитер в такую же клеточку молодого модельера. А рядом с цветочным платьем 40–50-х годов — его современную реплику дизайнера Марии Смирновой. Такие переклички того времени с современностью интересны, хотя и создают некоторую мешанину, ведь, не читая мелкий шрифт, можно и не догадаться о кураторском решении.

Неоклассика (так называемый сталинский ампир) представлена на примере работ Абрама Дамского. Он, как и многие, вырос из авангарда (на выставке есть восстановленные по эскизам светильники Дамского из его дипломного проекта, которым руководил Родченко), но со сменой политического и художественного курса ушел в «новую роскошь». Дамский создавал люстры для московского метро и министерских зданий. Величие советской империи нужно было показывать наглядно — всенародное метро, созданное как дворец, подчеркивало мощь страны. Дамский исполнял заказы филигранно. Вместе с эскизами его величественных люстр и одним «живым» примером таковой мы находим и простые лампы, что были в каждом доме, — без особого дизайна.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Публичная кадастровая карта: возможности, необходимость использования, какие данные можно просмотреть

В Третьяковке показали историю российского дизайна с 1917 года

Самый интересный период — это 60–80-е, когда возвращаются идеи авангарда и запрос на функциональность и удобство. Кстати, как раз в 1961-м впервые в русском языке возникает слово «дизайн» — оно появляется в журнале «Декоративное искусство СССР» в переводной британской статье. До того дизайнеров называли оформителями, впрочем, эта история на выставке не рассказывается, ну да ладно. Зато здесь показаны совершенно фантастические проекты, большинство из которых так и остались на бумаге. Например, есть образец системы, которую мы бы сегодня назвали «умный дом». Здесь и ноутбук, и стильные подвесные колонки в формы шаров (стереосистема), и прототип домашнего кинотеатра с оригинальным пультом, где яркие кнопки расположена наискось (для удобства пальцев). А ведь первый ноутбук появился в 1982-м и выглядел не так стильно, как советский образец. Однако наверху идею не поняли — завернули. Та же история произошла с проектом беспроводного телефона (дизайн Колотушкина и Таубе, 1980-е). Рядом с эскизами аппарата будущего, который и сегодня смотрится очень современно, висит обычный настенный дисковый телефон, который был у большинства. К сожалению, многие идеи — в гонке за дешевизной и массовостью — не были реализованы. Но были и исключения — так, по проекту Валентина Кобылинского стали производить огромные самосвалы с десятками фар и кузовом, который «наезжает» на кабину сверху. Их делают и сейчас, только не в России, а в Белорусии. Впрочем, нередко разработки «слизывали» с зарубежных моделей, так, например, «Запорожец», представленный в центре выставки, — неуклюжая версия итальянского «Фиата». В финале выставки зритель сталкивается с примерами работ современных дизайнеров, многие из которых, увы, создаются за границей. А еще с инсталляциями молодых художников Сандры Гуцати и Инны Бодровой в виде полупрозрачных фигур, висящих в пространстве. Эти арт-объекты из ткани несколько оторваны от реальной жизни, но их все же можно надеть на себя. Чтобы удивить всех вокруг, допустим, на вернисаже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь